-----------------------
Введение
Человечество с древнейших времён ищет оптимальные формы
соотношения личности (как представителя и первичной «клеточки»
всего общества) и государства, сочетания их интересов. В идеальном
варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо
народа должно представлять собой высший закон для государства.
Однако практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и
обычно «останавливалась» на более низких — выгоде для государства,
отдельных слоев, облечённых публичной властью. Ещё Аристотель
выделяя два рода правления, один из которых направлен к выгоде
правителя, другой — подданных, общества. Ведь государство, так же
как и всякий иной социальный институт, можно использовать
по–разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым
политическим группировкам, элитам, партиям, классам и т.п., но
может действовать и в интересах всего общества. В первом случае оно
выступает в роли «хозяина», во втором — в роли «слуги»
общества.
То есть государство, подобно любому явлению, способно привносить
в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты —
упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и
гражданина, безопасность и т.п.), но и минусы (негативные
последствия — бюрократизм, произвол, злоупотребления властью,
коррупцию, террор и т.д.). С возникновением государства
значительная часть оказалась неудовлетворённой тем, что данный
социальный институт использовался вовсе не всегда в общественных
интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее
благо, а в целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких
ситуациях государство из «слуги» общества превратилось в его
«хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило
произвол. Подобные обстоятельства, откладывающие существенный
отпечаток на взаимоотношения человека и государства, давали
весомые основания для обозначения данных государств в Виде тираний
и деспотий.
Наверх
-----------------------
|